Уважаемые родители, педагоги, гости нашего сайта!
Мы продолжаем с Вами разговор о детях с ограниченными возможностями здоровья; что делается Учреждением для обучения, социализации таких школьников.
Согласно приказу управленияобразования администрации Лазовского муниципального района №89-а от 16 августа 2016г. «О подготовке к введению и реализации ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ и ФГОС для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) в Лазовском муниципальном районе, администрация Лазовской средней школы провела самооценку готовности школы к введению ФГОС ОВЗ и ФГОС О/уо. Составила план-график мероприятий по обеспечению введения ФГОС ОВЗ И УО.
Главной задачей считаем: создание специальных условий для получения образования обучающимся с ОВЗ и детям-инвалидам в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, а также образовательная деятельность обучающихся должна быть направлена не только на развитие академических, но и жизненных компетенций.
Просим Вас ознакомиться с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) и с федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
С сентября 2016 года мы в условиях эксперимента начинаем вводить федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО) для обучающихся с ОВЗ.
Некоторые моменты попытаюсь раскрыть:
— В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут быть разработаны федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) или специальные требования к организации образовательного процесса. Достаточно разные образовательные возможности и специфические потребности обучающихся с ОВЗ, которые варьируются в зависимости от ведущих нарушений развития и существует множество нюансов интеграции учащихся с ОВЗ в систему общего образования, связанных с необходимостью выравнивания стартовых возможностей получения образования. Поэтому для всех категорий обучающихся с ОВЗ («глухих, слабослышащих, слабовидящих, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутического спектра, т.д.) требуется отдельный ФГОС начального общего образования.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» обязателен для реализации как в отдельных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (ранее специальные (коррекционные) учреждения), так и в общеобразовательных организациях для разработки адаптированных образовательных программ конкретного обучающегося с ОВЗ.
Другой ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённый приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1599, охватывает весь период получения образования, так как для этой категории обучающихся (с лёгкой степенью умственной отсталости, умеренной, тяжёлой, глубокой; сложными и множественными нарушениями развития) не определены уровни образования, а учитываются их специфические образовательные потребности.
Новшеством является вариативность программ и возможность перехода от одной образовательной программы к другой (в зависимости от результатов ПМПК и экспертной оценки образовательных результатов педагогическим коллективом).
ФГОС НОО для учащихся с ОВЗ предусматривает 4 варианта к каждой категории обучающихся.
Оба стандарта предполагают пролонгированные сроки обучения: увеличение сроков обучения происходит за счёт удлинения сроков обучения в 1-ом классе (исходя из возможностей детей, которые не получили коррекционно-развивающей помощи на уровне дошкольного образования).
Важно отметить, что обязательно вводится внеурочная деятельность, 5 часов из которых отводится на коррекционно — развивающие занятия для более чёткого освоения детьми жизненных компетенций и преодоления трудностей развития.
Сегодня все дети, имеющие особые образовательные потребности, обусловленные особенностями их развития, имеют возможность получить образование. При этом совсем не обязательно, что они будут обучаться в отдельных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Оба названных стандарта применяются к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года. В настоящее время в учреждениях осуществляется анализ готовности к реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ, методическая подготовка.
Деятельность МБОУ СОШ №1 в условиях экспериментального перехода на ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ:
По данному направлению в нашем общеобразовательном учреждении, МБОУ СОШ №1, осуществлён анализ готовности учреждения к экспериментальному переходу на федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с сентября 2016 года:
1.
1. | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лазовская средняя общеобразовательная школа №1 | МБОУ СОШ №1 | |
2. | Количество классов на 01 сентября 2016 | 19класс-комплектов | |
2.1. | Число обучающихся, — | 378 человек | |
2.2. | в том числе детей — инвалидов, – | 7 человек (1,85%) | |
2.3. | детей с ОВЗ | 17 человек (4,5%) | |
3. | Общее число педагогических работников в ОУ — | 38 человек | |
3.1. | из нихучителей, участвующих в экспериментальной деятельности по переходу на ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ | 8 учителей начальных классов, педагога-психолога нет; 3 заместителя директора по учебно-воспитательной работе (члены рабочей группы) | |
3.2. | Число руководящих работников | 4 человека | |
Карта самооценки | |||
Критерии/показатели | Состояние (описать) | Количество баллов (выполнение показателя – 1 балл, не выполнение показателя – 0 баллов) | |
1. | Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС образования детей с ОВЗ | 6 | |
1.1. | Наличие в Уставе пункта по организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья | Разработан проект Устава в новой редакции | 0 |
1.2. | Наличие лицензии на обучение по программам 7–8 видов | есть | 1 |
1.3. | Разработка локальных актов, обеспечивающих введение ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ | в процессе разработкиИзданы, созданы, утверждены:
— Приказ «Об организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» — Приказ «Об индивидуальном обучении» — План мероприятий на 2016/2017 учебный год по экспериментальному введению ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и подготовке к введению ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с сентября 2016 года (приказ «Об утверждении плана мероприятий по введению ФГОС обучающихся с ОВЗ» №127-а от 01.09.2016г. — заседание ПМПк по определению направлений внеурочной деятельности обучающемуся с ОВЗ на дому по модели «частичная инклюзия» |
1
1
1
1
0 |
1.4. | Приведение в соответствие с требованиями ФГОС НОО должностных инструкций работников ОУ, обеспечивающих введение ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ | Вносятся изменения, корректировки | 0 |
1.5. | Создание рабочей группы по введению ФГОС образования детей с ОВЗ | Создана рабочая группа по обеспечению введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ; приказ 3127-а от 01.09.2016г.— Положение о рабочей группе | 1
1 |
2. | Стандарты организации всех необходимых сфер, пространств или сред, необходимых для образования детей с различными формами ОВЗ в МОБУ ЦО | 1 | |
2.1 | Кадровое обеспечение | ||
2.2. | Анализ кадровых ресурсов ОУ на соответствие требованиям ФГОС образования детей с ОВЗ | Большое количество педагогов не подготовлено к работе с детьми с ОВЗ | 0 |
2.3. | Наличие плана повышения квалификации педагогических работников | есть | 1 |
2.4. | Наличие плана методической работы, обеспечивающего сопровождение введения ФГОС образования детей с ОВЗ | Работа проблемной группы, постоянно-действующий семинар, заседания ПМПк | 0 |
2.5. | |||
3. | Финансово-экономическое обеспечение | 1 | |
3.1. | Наличие в локальных актах, регламентирующих установление заработной платы работников ОУ, в том числе стимулирующих выплат работникам ОУ, обеспечивающим введение ФГОС образования детей с ОВЗ | Выплаты осуществляются за работу с детьми с ОВЗ | 1 |
4. | Материально-техническое обеспечение (в зависимости от варианта стандарта) | 0 | |
4.1. | Проведение инвентаризации материально-технической, учебно-методической, информационной базы на её соответствие ФГОС образования детей с ОВЗ и составление заявок (плана закупок) по данному направлению | 0 | |
4.2. | Организация закупок специализированного оборудования для реализации мероприятий по введению ФГОС образования детей с ОВЗ | 0 | |
4.3. | Обеспечение доступной среды для детей с ОВЗ | 0 | |
4.4. | Обеспечение учебно-методической литературой по ФГОС образования детей с ОВЗ | 0 | |
5. | Информационное обеспечение введения ФГОС образования детей с ОВЗ | 0 | |
5.1. | Проведение родительских собраний, заседаний Управляющего совета по введению ФГОС образования детей с ОВЗ | 0 | |
5.2. | Информационное сопровождение по вопросам введения ФГОС образования детей с ОВЗ на сайте МБОУ СОШ №1 | 0 | |
Итого: | 8 баллов50% |
Уровни готовности:
— 80 −100% — ОУ готово к введению ФГОС образования детей с ОВЗ;
— 50 – 79% — ОУ готово к введению ФГОС образования детей с ОВЗ частично;
— менее 50% — ОУ не готово к введению ФГОС образования детей с ОВЗ.
Вывод: МБОУ СОШ №1 готово к введению ФГОС образования детей с ОВЗ частично.
- В первые классы поступило ? ребёнка с ОВЗ: ребёнок-инвалид–о, с интеллектуальными нарушениями- о.
- Информирование педагогической, родительской общественности осуществляется через проведение методического и педагогического Советов, деятельности проблемной группы, методического объединения учителей начальных классов; заседаний Управляющего совета, родительских собраний, СМИ (районная газета «Синегорье»), сайт МБОУ СОШ №1.
Работа продолжается.
Адаптированная рабочая программа нач. школа 2017г.
Положение о рабочей группе ОВЗ
Работа школы с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья